Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход                                                                                               Суббота, 04.05.2024, 01:40 Гость  

Психолого - педагогические основы использования игровых технологий на уроках в начальной школе
"Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь…" 

Проблема: Снижение интереса к предметам учащихся начальной школы. 

Цель работы: Обеспечить условия, способствующие преодолению трудностей в усвоении материала посредством использования игровых технологий. 

Задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме: 
  • Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности обучения младших школьников.
  • Дать характеристику игры как метода обучения.
  • Создать пакет дидактических материалов для проведения уроков в режиме игровых технологий.
  • Трудности педагогической практики.
  • Значительные учебные нагрузки.
  • Репродуктивные методы обучения.
  • Трудности самореализации учащихся.
  • Перенасыщенность современного школьника информацией.

Игра – это… 
  • "Пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок". ( Л.С. Выготский)
  • Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». (А.М. Горький)
  • Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
  • Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
  • В Педагогическом словаре слово «игра» отсутствует (есть только «игры детские»), а в Психологическом значится: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий».
Обязательные условия игры: 
1) соответствие целям урока; 
2) доступность для учащихся данного возраста; 
3) умеренность в использовании. 

Достоинства игровых технологий: 
  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  • одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
  • посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
  • игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Ограничения и недостатки использования игр в образовании: 
  • Игра – это время – и трудоемкая форма.
  • Игра не является педагогической панацеей.
  • Дети могут увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
  • Опасность возникновения зависимости от игры.
Отличие педагогической игры от игры вообще – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат: 
- Функциональность игры. 
- Структура организации игры. 
- Выбор игры. 
- Подготовка игры. 
- Введение в игру. 
- Ход игры. 
- Подведение итогов игры. 
- Анализ игры. 

Классификация игровых ситуаций: 

1. По сущности игровой основы: 
- Игры с правилами. 
- Ролевые игры. 
- Комплексные игровые системы. 

2. По источнику познания: 
- Игры на основе устного изложения учебного материала. 
- Игры на основе работы со средствами наглядности. 
- Игры на основе практической работы учащихся. 

3. По количеству участников: 
- Индивидуальные. 
- Парные. 
- Групповые. 
- Массовые. 

Дидактическая игра - условно занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков. 

Деловая игра. 
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества. 
Структура деловой игры: 
Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога 

1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация. Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Педагог организовывает работу в малых группах (командах). 
2 этап – самостоятельная работа учащихся в командах. Вникают в проблему, пытаются понять ее. Коллективное обсуждение: вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников. Педагог оказывает помощь. 
3 этап – межгрупповая дискуссия. Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов. Педагог управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. 

Ожидаемые результаты. 
- Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала. 
- Игры повышают качество обучения. 
- Игры способствуют обогащению словарного запаса, расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию. 
- С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.
Категория: Мои статьи | Добавил: новилар (18.02.2014)
Просмотров: 838 | Теги: Дети, игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]